Солнечная мартовская оттепель способствовала тому, с каким теплом встретились наши участники и гости на заседании психологического клуба «Личность Плюс».
Президент Дильназа Назарова приветствовала всех, кто заинтересован возможности не только познавать новое, но и удивляться значимому в его жизни и будущей профессии: это студенты 2,3,4 курсов Оп ПиП, второкурсники дистанционной формы обучения, магистранты, преподаватели Г.Т. Таликова, А.А. Есмагулова, А.М. Тажинин, Е.А. Голомазова, а также проректор по науке Г.А. Кадырова.
Неизменной направленностью работы нашего клуба является творческий поиск, самостоятельность и свобода научного мышления.
Именно поэтому тема «Исследовательская инициатива студентов и магистрантов: результаты их теоретических и экспериментальных работ» вызвала неподдельный интерес.
Психологическая ломка переходного возраста, неустойчивость нравственных позиции, инпульсивность, внушаемость, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств – от этой поведенческой основы периода ювенальности оттолкнулась Дильназа Назарова в своем аналитическом размышлении о теориях и гипотезах подросткового возраста.
Гендерная идентичность, система ценностных приоритетов, врастание в культуру, строительство программы жизни – эти острые и чрезвыйчайноважные аспекты жизни подростков убежденно и по-научному страстно анализировала Дильназа, проявив при этом свободу мысли и умение в дискуссии отстаивать свою научную позицию.
Иной, экспериментальный аспект своего исследования продемонстрировал БауржанЖиенбаев – не только студент второго курса дистанционной формы обучения, но и полковник, руководитель военной кафедры Медицинского университета. Он подчеркнул, что для него как для преподавателя важно осмысление того, что студенты – будущие врачи – должны обладать не только медицинскими знаниями, общевоисковыми системными представлениями, но и теми эмоционально-волевыми качествами, которые они проявят в экстремальной и, возможно, военной ситуации.
Поэтому профессиональные и научные интересы определили тему его экспериментального исследования, связанного с психологическим сопровождением обучения студентов на военной кафедре медицинского университета по Программе подготовки офицеров запаса.
Экспериментально исследуя векторы эмоциональной устойчивости как показатели активности студентов в экстремальной ситуации, Бауржан доказал, что нервная психическая устойчивость, личностная и ситуативная тревожность, волевые проявления личности студентов взаимосвязаны, и выявленная в результате исследования группа риска требует оптимизации психологического сопровождения в обучении студентов эмоционально-волевой регуляции собственного поведения в экстремальной ситуации.
Бауржан искренне поделился тем, что работа над данным исследованием открыла ему возможность увидеть свою профессиональную деятельность с иной, новой и очень важной психологической позиции.
Увлеченно и ярко продемонстрировала свое обращение к проблеме возникновения самосознания как осмысления подростками своей индивидуальности, неповторимости и уникальности студентка 3 курса Карина Перепечкина.
Включаясь в сложный анализ процесса обретения подростками самооценки, рефлексии, ухода в «фантазий мир», реальных и идеальных представлении о самом себе, Карина в своем теоретическом исследовании доказывает, что собственные цели и убеждения подросток переживает как личностно значимые и определяющие для него направленность и осмысленность жизни.
Тонкий и глубокий анализ проблемы подросткового самосознания выступила индикатором новой грани личности Карины как научного исследователя, обладающего самостоятельной и интересной позицией.
Выпускница Мадина Сапаргалиева акцентировала свое внимание на изучении актуальной проблемы профессионального самоопределения первокурсников политехнического колледжа. Она экспериментально доказала взаимосвязь доминирующих «моделей должного», рефлексивных способностей студентов с их профессиональным выбором («защита в черезвычайных ситуациях», «программирование», «пожарная безопасность»). Мадина как исследователь показала, что не для всех первокурсников такие жизненные сферы как обучение и образование, будущая профессиональная деятельность являются значимыми. И, как полагает автор, выявленную группу риска следует включить в зону ближайщегопрофессионального развития для актуализации внутреннего смыслообразующего мотива профессионального выбора
Продемонстрировав глубокие знания исследователя, грамотное умение интерпретировать большой объем эмпирических данных, Мадинаобнаружила высокий уровень включенности в будущую профессиональную деятельность психолога.
В целом, инициативы в исследовании актуальных психологических проблем открыли студентам возможность личностного и научного полета, ощущения собственной научной значимости, проявления собственного «Я».