Заседание клуба “Личность Плюс”: Смысл и жизненные горизонты юности

И вновь мы встретились 4 декабря на заседании психологического клуба «Личность Плюс», тема которого обозначалась так: «Человек в поисках смысла» (подростково-юношеский период как фундамент жизненного горизонта личности).

Открывая заседание клуба, наши выпускницы Анна Казыбекова и Таисия Бабаева отметили, что действительно, смысл – это самая главная жизненная категория, потому что она определяет избирательное отношение человека к его судьбе. И чем выше избирательность, тем личность заявляет о себе как более зрелая и состоявшаяся.

Самым известным ученым в психологической науке, исследовавшим понятие «смысл», является Виктор Эмиль Франкл.

О сложной и трагической судьбе знаменитого австрийского психиатра, психолога и невролога вдохновенно поведал студент 4 курса Руслан Саламов, который был не только потрясен силой и высотой духа ученого, но и собственным эмоциональным состоянием, поскольку на заседании клуба, как признался он сам, состоялось его первое публичное выступление. С научным дебютом тебя, Руслан!

92 года жизни ученого вместили радость и горе, испытания и боль, восторг научных открытий. Руслан провел нас по значимым этапам жизни и творческой биографии ученого (от школьных лет в гимназии, изучения медицины в Венском университете, деятельности в отделении по предотвращению самоубийств, депортации в концентрационные лагеря Терезиенштадт, Аушвиц, Тюркхайм,  Дахау до всемирно известной книги «Сказать жизни «ДА». Психолог в концлагере», гдеописан опыт заключенного с точки зрения психиатра).

Размышляя о самой знаменитой книге в мире «Человек в поисках смысла», Руслан подчеркнул, что его более всего тронули следующие мысли ученого: «Отсутствие смысла уничтожает человеческое в человеке» и «Осуществляя смысл в своей жизни, человек осуществляет сам себя».

«Человеческая жизнь – бесконечный поиск смысла» – так о судьбе Виктора Франкла сказала выпускница Алина Дулеева, научный поиск которой отличается свободой мышления и глубоким умением проявить собственное «Я».

Именно поэтому для Алины так близко утверждение В. Франкла: «Смысл – задавать темп бытию…..  Уникальный смысл сегодня – это универсальная ценность завтра». Бесспорно, нельзя не согласиться со студенткой и ученым в том, что «осуществляя смысл своей жизни, человек тем самым осуществляет сам себя».

Но утрата смысла жизни способна вызвать – экзистенциальную фрустрацию. Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленное тщетными поисками смысла жизни определяет их духовное бедствие. Поэтому сегодня «человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос».

Студентка 4 курса Таисия Бабаева своим рефлексивным анализом стремилась доказать, что именно подростково-юношеский период, направленный  на самоопределение и поиск смысла жизни способен выступить фундаментом жизненного горизонта личности.

Выпускница сумела, по-своему рассуждая, связать мысль В. Франкла с психологическими особенностями ювенального периода как значимого в жизни человека этапа онтогенеза: «Смысл жизни уникален, по крайней мере, трижды. Один раз потому, что он относится к жизни уникальной человеческой личности. Второй раз – потому, что он относится к уникальной жизненной ситуации. Третий раз – потому, что человек обретает его каждый раз своим, только ему (этому человеку) свойственным путем».

Обобщая результаты рефлексивного анализа исследуемой проблемы, можно заключить, что смысл выступает ключевым аспектом становления личности в юности, и осознание своих жизненных смыслов определяет горизонт всего жизненного пути.

Информацию подготовила: кандидат психологических наук, доцент Никифорова О.В.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.