Сотрудничество НИЦ «Руханият» Академии «Bolashaq» с Карагандинским музеем изобразительного искусства продолжает плодотворное развитие и на этот раз музеем была подарена книга «Декоративно-прикладное искусство и орнамент Сарыарки».
В книгу-альбом вошли материалы научно-исследовательской и поисковой деятельности музейной экспедиции под руководством Б.С.Кудабаевой, проведенной в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру». Экспедиция проходила в пяти районах Карагандинской области, в ходе которой изучалось состояние развития декоративно-прикладного искусства на современном этапе, были собраны сведения и материалы о мастерах прикладного искусства и педагогах народного творчества.
Казахское народное творчество активно развивается, имеет продолжение в творчестве учеников, соответствует традициям и навыкам, начатым нашими предками.
В Карагандинском музее изобразительного искусства можно ознакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, привезенными с экспедиции. Такими как: орнаментированный настенный ковер-тускииз, сырмак, детская казахская колыбель-«бесик», принадлежности для «бесика», орнаментированные подушки с наволочками, кобыз, ступа с пестом, казахский низкий круглый стол, кухонная утварь-саптаяк, камча, приспособление для подвешивания и освежевания туши домашнего животного – аспа, емкость для взбивания кобыльего молока – кубы.
Орнаменты и узоры, которые с древних времен наносились на камень, дерево и кость, украшали также и созданные руками человека войлок, паласы, ковры, посуду и другие предметы быта. По определенным знакам люди могли различать и узнавать значения вложенных в узоры понятий. Из этого можно сделать вывод, что многие знаки и орнаменты появились на свет благодаря нуждам людей, с помощью которых они выражали свои мысли и чувства. Например, по древним казахским народным обычаям, когда девушку сватали за человека из незнакомого и далекого села, она по прошествии определенного времени отправляла родне послание, заключенное обычно в вышитом ее руками подарке. Данная традиция была обязательной. В своем послании молодая замужняя женщина, используя орнаменты и узоры, должна была описать жизнь после свадьбы. Если весть о себе была в виде узора клюва птицы, называемом «құсмұрын», то это означало, что девушке живется в семье мужа хорошо, как вольной птичке.
В настоящее время орнаменты и узоры используются в качестве первого элемента во всех видах казахского декоративного искусства, раскрывая эстетическую и потребительскую ценность изделий и предметов. Орнаментальные традиции народного искусства Сарыарки живут и привносят в нашу жизнь полнозвучную радость декора красоты степной природы, что подтверждается новой книгой Карагандинского музея изобразительного музея.
НИЦ «Руханият»