В рамках курсов повышения квалификации «Эффективные стратегии повышения ключевых компетенций педагога в образовательной среде», организованных ЧУ Академией «Bolashaq», м.п.н., ст. препод. кафедры ИЯиМК Момбекова М.М. выступила с докладом на тему «Способы формирования исследовательской компетенции в образовательном процессе», который был посвящен подходам и методам развития исследовательской компетенции у студентов и преподавателей высших учебных заведений.

В первой части доклада рассматривались теоретические аспекты исследовательской компетенции, такие как её значение в современном образовательном контексте, различия между компетенцией и компетентностью учителя, а также классификация исследовательской деятельности (учебно-исследовательская, научно-исследовательская и проектная). Особое внимание было уделено тому, как эти виды деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Во второй части доклада была представлена апробация различных методов формирования исследовательских навыков у студентов, включая проектный метод, метод кейсов, технологию ТРИЗ, анализ, синтез, репродуктивный метод, проблемный метод и другие. Было акцентировано внимание на том, как применение данных методов способствует развитию критического мышления, самостоятельности и умения решать комплексные задачи.

Доклад также охватил важность повышения исследовательской компетенции у проферсско-преподавательского состава (ППС) через научно-исследовательскую и проектную деятельность. Особое внимание было уделено тому, что такая деятельность способствует интеграции исследовательских подходов в образовательный процесс, стимулирует профессиональное развитие ППС, а также повышает академическую репутацию образовательных учреждений.

Было подчеркнуто, что одним из основных способов повышения исследовательской компетенции у профессорско-преподавательского состава (ППС) является публикация научных статей в высокорейтинговых журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science. Данная деятельность способствует интеграции в международное научное сообщество, повышению академического авторитета, а также развитию навыков работы с современными научными метриками. Публикации в таких журналах стимулируют академический рост преподавателей и способствуют внедрению передовых исследований в образовательный процесс, что положительно сказывается на уровне преподавания и профессиональной подготовки студентов.
Были даны конкретные рекомендации по написанию научных статей для публикаций в базах данных Scopus и Web of Science, включающие выбор журналов, соответствующих тематике исследования, а также использование метрик, таких как импакт-фактор, квартили (Q1-Q4), CiteScore, SJR и SNIP. М.п.н., ст. препод кафедры ИЯиМК Момбекова М.М. подробно остановился на том, как правильно интерпретировать эти метрики, чтобы повысить вероятность публикации в высокорейтинговых журналах.

Доклад м.п.н., ст. препод. кафедры ИЯиМК Момбековой М.М. на тему «Способы формирования исследовательской компетенции в образовательном процессе» продемонстрировал современные подходы к развитию исследовательских навыков у студентов и преподавателей. Особое внимание уделено теоретическим основам, инновационным методам обучения и значимости научно-исследовательской деятельности для педагогов, а также важности публикации в выскорейтинговых журналах.