21 мая 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова.
Андре́й Дми́триевич Са́харов — советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
После заявлений, осуждающих ввод советских войск в Афганистан, был лишён всех советских наград и премий, и в январе 1980 года выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы. В конце 1986 года генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв разрешил им вернуться из ссылки в Москву, что было расценено в мире как важная веха в деле прекращения борьбы с инакомыслием в СССР.
С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Внёс вклад в заключение Московского Договора о запрещении испытаний в трёх средах.
С конца 1960-х годов являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР. Находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе.
В 1966 году подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
В 1968 году написал брошюру «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована во многих странах и передавалась летом 1968 г. в эфире «Радио Свобода». После публикации летом текста брошюры в «The New York Times» его отстраняют от работы на секретном объекте в Арзамасе-16. 26 августа 1968 года, через пять дней после ввода советских войск в Чехословакию, Сахаров познакомился с Александром Солженицыным: тайно встретившись на квартире у академика Евгения Фейнберга, они обсуждали «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», уже имевшие широкое распространение в самиздате, и произошедшую накануне демонстрацию на Красной площади.
Тогда же начал публиковаться в New York Times (сахаровские материалы перепечатывались и другими изданиями), призывая к установлению партнёрских отношений с США, обличая «сталинский террор», вторжение СССР в Чехословакию, политические репрессии в отношении инакомыслящих, лояльную к советскому режиму научную интеллигенцию и т. д.
В 1970 году стал одним из трёх членов-основателей «Московского Комитета прав человека» (вместе с Андреем Твердохлебовым и Валерием Чалидзе).
В 1971 году обратился с «Памятной запиской» к советскому правительству.
В 1960-х — начале 1970-х годов ездил на процессы над диссидентами. Во время одной из таких поездок в 1970 году в Калуге (процесс Б. Вайля — Р. Пименова) познакомился с Еленой Боннэр и в 1972 году женился на ней. Сам Сахаров позже в своём дневнике писал: «Люся подсказывала мне (академику) многое, что я иначе не понял бы и не сделал. Она большой организатор, она мой мозговой центр».
В 1970-х — 1980-х годах в советской печати проводились кампании против А. Д. Сахарова (1973, 1975, 1980, 1983).
29 августа 1973 года в газете «Правда» было опубликовано письмо членов Академии наук СССР с осуждением деятельности А. Д. Сахарова («Письмо 40 академиков»). 31 августа 1973 года в газете «Правда» опубликовано «Письмо писателей» с осуждением Сахарова и Солженицына.
В сентябре 1973 года в ответ на начавшуюся травлю математик член-корреспондент АН СССР И. Р. Шафаревич написал «открытое письмо» в защиту А. Д. Сахарова.
В 1974 году Сахаров собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся Дне политзаключённых в СССР.
В 1975 году написал книгу «О стране и мире». В том же году Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. В советских газетах были опубликованы коллективные письма деятелей науки и культуры с осуждением политической деятельности А. Сахарова.
В сентябре 1977 года обратился с письмом в организационный комитет по проблеме смертной казни, в котором выступил за отмену её в СССР и во всём мире.
В декабре 1979 года и январе 1980 года выступил с рядом заявлений против ввода советских войск в Афганистан, которые были напечатаны на передовицах западных газет.
«Духовный отщепенец, провокатор Сахаров всеми своими подрывными действиями давно поставил себя в положение предателя своего народа и государства».
22 января 1980 года по дороге на работу был задержан, а затем вместе с женой Еленой Боннэр без суда сослан в Горький — город, в то время закрытый для посещения иностранными гражданами. Сам Сахаров связывал ссылку со своими выступлениями против ввода советских войск в Афганистан. Ещё ранее, 8 января 1980 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР был лишён званий трижды Героя Социалистического Труда и всех государственных наград; также постановлением Совета Министров СССР лишён звания лауреата Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий (звания члена АН СССР лишён не был. Академик Капица, возражавший против лишения Сахарова звания академика, сказал президенту АН СССР Келдышу в личном разговоре: «В 1933 г. Гитлер исключил Эйнштейна из Прусской академии наук…»).
В Горьком Сахаров провёл три длительных голодовки. В 1981 году он, вместе с Еленой Боннэр, выдержал первую, семнадцатидневную, — за право выезда к мужу за рубеж Лизы Алексеевой (невестки Сахаровых).
В Большой советской энциклопедии (вышедшей в 1975 году) и затем в выходивших до 1986 года энциклопедических справочниках статья о Сахарове завершалась фразой «В последние годы отошёл от научной деятельности».
В июле 1983 года четыре академика (Прохоров, Скрябин, Тихонов, Дородницын) опубликовали в газете «Правда» письмо «Когда теряют честь и совесть» с критикой Сахарова в связи с публикацией на Западе его статьи «Опасность термоядерной войны».
В мае 1984 года провёл вторую голодовку (26 дней) в знак протеста против уголовного преследования Е. Боннэр. В апреле — октябре 1985 года — третью (178 дней), за право Е. Боннэр выехать за рубеж для операции на сердце. В течение этого времени Сахарова неоднократно госпитализировали (первый раз — насильно, на шестой день голодовки; после его заявления о прекращении голодовки (11 июля) он был выписан из больницы; после её возобновления (25 июля) через два дня был вновь насильно госпитализирован) и подвергнут насильному кормлению (пытались кормить, иногда это удавалось).
В течение всего времени горьковской ссылки А. Сахарова во многих странах мира шла кампания в его защиту. Например, площадь в пяти минутах ходьбы от Белого дома, где находилось советское посольство в Вашингтоне (ныне резиденция российского посла), была переименована в площадь Сахарова. В различных мировых столицах регулярно, начиная с 1975 года, проводились «сахаровские слушания».
Был освобождён из горьковской ссылки с началом перестройки, в конце 1986 года — после почти семилетнего заключения. 22 октября 1986 года Сахаров просит прекратить его депортацию и ссылку жены, снова (ранее он обращался к М. С. Горбачёву с обещанием сосредоточиться на научной работе и прекратить общественные выступления, с оговоркой: «кроме исключительных случаев», если поездка жены для лечения будет разрешена) обещая закончить свою общественную деятельность (с той же оговоркой). 15 декабря в его квартире был неожиданно установлен телефон (во время всей ссылки телефона у него не было), перед уходом сотрудник КГБ сказал: «Завтра вам позвонят». На следующий день (16 декабря) действительно раздался звонок М. С. Горбачёва, разрешившего Сахарову и Боннэр вернуться в Москву.
Аркадий Вольский свидетельствовал, что будучи генсеком, вернуть Сахарова хотел ещё Андропов, в изложении Вольского: «Юрий Владимирович готов был выпустить Сахарова из Горького при условии, что тот напишет заявление и сам об этом попросит… Но Сахаров [отказался] наотрез: „Напрасно Андропов надеется, что я буду его о чём-то просить. Никаких покаяний“. Позже, когда Горбачёв стал генеральным секретарём ЦК, он лично набрал номер Сахарова…». Академик Исаак Халатников в своих воспоминаниях писал, что Анатолию Петровичу Александрову, который хлопотал о Сахарове, высланном в Горький, Андропов сказал, что эта ссылка была самым «мягким» наказанием, когда другие члены Политбюро требовали значительно более суровых мер.
23 декабря 1986 года вместе с Еленой Боннэр Сахаров возвращается в Москву. После возвращения он продолжил работать в Физическом институте имени Лебедева в должности главного научного сотрудника.
В ноябре 1989 года представил «проект новой конституции», в основе которой лежали защита прав личности и права всех народов на государственность.
14 декабря 1989 года, в 15:00 — последнее выступление А. Д. Сахарова в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы (II Съезд народных депутатов СССР).
Андрей Дмитриевич Сахаров скончался вечером 14 декабря 1989 года, на 69-м году жизни, от внезапной остановки сердца в своей квартире на улице Чкалова. Лично знавшие Сахарова Анатолий Собчак и Сергей Григорьянц утверждали, что Сахарова убили.