28 апреля психологический клуб «Личность Плюс» собрал любителей психологической науки, объединив студентов начальных и выпускных курсов ОП «Педагогики и психологии».
Открывая заседание, президент клуба Дильназа Назарова подчеркнула, что обсуждаемая сегодня тема касается всех и каждого и является чрезвычайно значимой в жизни: «Своеобразие мнемических процессов: тайны и психологические особенности человеческой памяти».
Нельзя не согласиться с тем, что «без памяти мы были бы существами мгновения…» и «всегда бы находились в позиции новорожденного….».
Именно эту позицию, основываясь на научных фактах, убежденно доказывали студентки 3 курса Карина Перепечкина и Дильназа Назарова. Будущие психологи грамотно и профессионально показали, что именно память управляет мышлением – самым сложным психическим познавательным процессом, и именно она удерживает связку «человек и мир». Из всех видов памяти студентки уделили особое внимание феномену эйдетизма – фотографическому воспроизведению «картинки» с мельчайшими подробностями и деталями так, как будто бы образ сейчас стоит перед глазами.
Что это за особенность памяти, когда гибель на твоих глазах любимого человека или лицо насильника врезается в память так яростно, мучает каждодневно, что не дает жить?
Почему именно эмоциональная память, оставляя смысловые значки значимости, ведет нас по жизни, определяя наши представления о подлости и благородстве, войне и мире?
Эти вопросы нашли объяснение в научном размышлении Дильназы и Карины, а также вызвали яркий отклик у собравшихся студентов.
Последнее в этом учебном году заседание психологического клуба выступило дебютом научного выступления студентки 2 курса Жанны Кусаиновой. Она поделилась тем, что ее искренно «зацепило» в исследовании памяти и заставило провести интересные жизненные параллели. «Реминисценция» и «интерференция» – именно с этими понятиями часто встречается современный студент в процессе обучения, и Жанна сумела ясно и толково объяснить, как возникает и мешает получать хорошие оценки «отсроченное припоминание» и «каша в голове».
Хочется поаплодировать Жанне за ее смелое научное и совершенно самостоятельное сравнение закона Йоста с вероятностной (стохастической) теорией, когда ею найдена связь между алгоритмом «порциального запоминания» и зависимостью успешности познания от предыдущего результата.
Безусловно, значимо в жизни любого человека триединство запоминания, сохранения и воспроизведения любого знания. Но выпускник Владислав Ким обратился к присутствующим с неожиданным вопросом: каковы плюсы и минусы «забывания» и является ли для человека этот процесс благом?
Триггером для размышления Владислава выступила интересная и неоднозначная мысль: «Забыть боль так трудно — но ещё труднее помнить хорошее. Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат». Эта дивергентная позиция открыла возможность выпускнику не только интерпретировать содержание и направленность процесса забывания, но и вписать в него удивительную «кривую забывания», «эффект края» и «мотивированное забывание», которые, как убедил нас автор, «идут с нами по жизни».
Нельзя не отметить, что на заседаниях психологического клуба научные размышления Владислава Кима отличаются научной избирательностью, бесспорным самостоятельным видением проблемы и индивидуальным научным почерком.
Все собравшиеся на последнем в этом учебном году заседании психологического клуба «Личность Плюс» желают студентам любимого «Болашака» интересного и наполненного личностным смыслом процесса запоминания необходимых знаний, прочного сохранения и легкого их воспроизведения в нужных ситуациях!
Радостно встречайте весну и наступающую студенческую сессию!
До новых интересных и неожиданных встреч
на заседаниях психологического клуба «Личность Плюс»
в новом учебном году!