“ВЕРУЮЩИЕ НЕ УМИРАЮТ”

10-11 октября 2018 года в Астане состоялось VI съезд лидеров мировых и традиционных религий, который пройдет под эгидой “Религиозные лидеры за безопасный мир”. На сегодняшний день это крупнейшая диалоговая площадка, где обсуждаются религиозные вопросы. В этом году в столице Казахстана соберутся более 80 делегатов из 42 стран, они сообща будут искать решения современных угроз и вызовов. Символично, что эта встреча будет проходить на казахстанской земле, в самом ее сердце. Ведь именно здесь многие представители духовенства самых разных религий пострадали за свою веру во времена сталинских репрессий.

​​​История духовенства, пережившего все ужасы тоталитарного режима, принявшего мученическую смерть в сталинских застенках и лагерях, на сегодняшний день остается белым пятном в освещении темы политического преследования инакомыслящих в 30-50-х годах прошлого века. А ведь именно духовенство стало одной из первых жертв сталинского произвола. В целенаправленном стремлении создать на территории СССР атеистическое государство сталинская машина в первую очередь безжалостно уничтожила церкви и мечети.

Эпоха уничтожения

В истории советского государства нет более трагического периода, чем эпоха массовых политических репрессий. Н.А. Назарбаев на 4 сессии Ассамблеи народа Казахстана отметил: “Нет ни одной нации, ни одного народа, которым тоталитарный режим не причинил бы сокрушительного и, к сожалению, в чем-то непоправимого ущерба”.

Сталинская репрессивная политика, жернова которой перемололи судьбы миллионов ни в чем не повинных людей, вошла в мировую историю как символ жесточайшей и бесчеловечной расправы над своим народом. Насильственная коллективизация, ликвидация кулачества и байства, организация искусственного голода, жестокое подавление народных волнений, массовое переселение целых народов, физическое истребление цвета интеллигенции и духовной элиты страны, организация концентрационных лагерей на территории СССР признаны общественностью планеты как не имеющее аналогов тягчайшее преступление тоталитарной системы. Политический террор не щадил никого. Волна репрессий настигла практически каждую семью, представителей всех национальностей и народностей, охватила все слои общества.

Поражает немыслимо-абсурдный характер фальсификации и ложных обвинений, предъявленных религиозным деятелям, многие из которых были просвещеннейшими и умнейшими людьми своей эпохи. Они стали жертвами обвинений в “контрреволюционных заговорах”, “шпионаже в пользу иностранных государств”, “в подготовке террористических актов” и т.д. Из них пытались выбить признание вины путем применения пыток, которые были официально разрешены. Своеобразным символом политического насилия стали 1937-1938 годы, когда массовые убийства, в том числе и представителей духовенства, организованные и проведенные сталинским режимом, достигли своего апогея.

Исследование судьбы узников Карлага – священнослужителей ислама, христианства и иудаизма, вызывает неподдельный интерес. В рамках научно-исследовательского проекта “Карлаг: память во имя будущего” несколько лет назад была выпущена книга “Священнослужители – узники Карлага”. Этот труд основан на данных архивов, научной литературы, воспоминаний свидетелей, а также сведений, полученных с сайтов христианских церквей.

Не по воле Аллаха

Тернистый жизненный путь мусульманских священнослужителей, проживавших на территории бывших советских государств, в условиях Карлага – один из ярких примеров советского опыта порабощения людей. Имамы, всю сознательную жизнь проповедовавшие добро и ненасилие, обучавшие детей и грамоте, и примерному поведению, попав в сталинские лагеря, пережили огромные трудности, лишения, бедствия и страдания. Уделом их были голод и антисанитарные условия существования, тяжелый физический труд и педикулез, моральное унижение и высокая смертность. В книге “Священнослужители – узники Карлага” приводятся примеры издевательств и жестоких “методов воспитания”, применяемых к заключенным: избиение, морение голодом, принуждение к отречению от веры, оскорбления, глумление над религиозными чувствами верующих, открытое выражение шовинизма. Приводятся списки мулл и имамов, осужденных на разные сроки и сосланных в Карлаг, а также расстрелянных здесь.

На основании документов, сохранившихся в фондах Музея памяти жертв политических репрессий в Долинке, воспоминаний карлаговцев и материалов из газет “Путевка” и “Жана жол”, выпускаемых в лагере, описываются каторжный труд заключенных, нечеловеческие условия их существования, факты избиения узников, а также правила захоронения трупов в братских могилах.

Интересны воспоминания бывшего заключенного, а впоследствии имама одной из мечетей Карагандинской области, муллы Барболова Темешали о лагерной жизни, о привозе на сельскохозяйственные работы женщин из “Алжира”, о встрече с супругами руководителей Казахстана, осужденными как “члены семей изменников Родины”.

За веру православную

Большая часть книги “Священнослужители – узники Карлага” посвящена православным священникам, описываются их жизненный путь и тяжелая судьба. Это были умные, талантливые, честные люди, преданные вере, стойко переносившие тяготы лагерной жизни. Они свято верили в правду, и это помогало им, поддерживая еле тлевшие жизненные силы, когда, чтобы убить душу, калечили их тело.

Как крупнейшая в Российской империи конфессиональная группа, имевшая государственный статус, православная церковь воспринималась большевистским режимом не только как идеологически враждебный религиозный институт, но и как внутренний политический противник, очаг контрреволюции. Для этого периода характерна статья, написанная известным советским антирелигиозным деятелем Н. Никольским: “Великая Октябрьская социалистическая революция нанесла православной церкви последний удар. Но церковь пробовала бороться. Церковники открыто поддерживали контрреволюцию, орудуя в качестве агентов белых “правительств” и иностранных интервентов. Обломки православной церкви, как и других религиозных организаций, вступили на путь шпионажа, измены и предательства”.

До осени 1939 года политическое руководство СССР ставило задачу полной ликвидации православной церкви. Большая часть духовенства и подавляющая часть епископата к этому времени были либо физически уничтожены, либо находились в местах лишения свободы. Многие из них попали в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. По данным НКВД, в 1940 году в Карлаге содержались 355 священнослужителей, подавляющее большинство составляло православное духовенство.

Известны биографические данные более 70-ти православных священнослужителей, большая часть из которых расстреляна в Карлаге. Как правило, это были представители “старой, тихоновской” православной церкви, не признававшие нового руководства во главе с митрополитом Сергием (Старогородским), которое оказывало полную поддержку новому режиму и проводимым советской властью преобразованиям.

В Коктынкульском отделении Карлага были расстреляны священники В.М. Зеленский, Ф.Т. Шатохин, П.И. Новосельский С.А. Ярошевич, монахиня Е.Ф. Черлина-Браиловская; в Бурминском отделении – епископ Дамаекин (Цедрик) вместе со священниками: И.И. Мельниченко, В.А. Моринским, В.П. Басовым, И.И. Смоличевым и протоиереем Е.Н. Горячевым, в Шерубай-Нуринском отделении – архиепископ Воронежский и Задонский Захария (З.П. Лобов), в поселке Долинка – священник И.Н. Базилевский, в Ортауском отделении – мученики Д.М. Морозов и П.В. Бордан. В селе Ботакара были зверски изрублены красноармейцами священник Л. Лебедев и псаломщик И. Решоткин. Долго пытали перед расстрелом архимандрита Маврикия (М.П. Полетаев).

В 1937 году были расстреляны священнослужители Н.Г. Алявдин, П.И. Антонов, М.М. Болдырев, П.М. Бочаров, Н.Г. Заварин, В.Н. Завражный, М.В. Исаев, П.А. Кравец, К.И. Краснопевцев, Д.Г. Лукашов, И.А. Родионов, А.А. Христенко.

Карательная машина НКВД не щадила и женщин. 11 января 1942 года были приговорены к высшей мере наказания прислужницы церквей и члены семей священнослужителей Н.И. Сундукова, Н.Т. Силяунова, Е.С. Назина, А.С. Боровская, М.К. Наволокина, В.Д. Деревягина, А.Н. Попова, Е.И. Гусева, Е.Ф. Денисова, А.Т. Киселева, Н.В. Васильева.

От болезней и непосильного труда в Карлаге умерли: в Бурминском отделении – священник И.Д. Насеров, в Жартасском отделении – протодиакон М.В. Казарин, инокиня Пелагея (Тестова) и ослепшая на оба глаза П. Жидко, в Спасском отделении – протоиерей Н.В. Беневольский и инокиня Мартфа (Тестова), в Шерубай-Нуринском отделении – П.Н. Добромыслов, в Карабасском отделении – священник И.И. Заседателев и церковная староста Е.В. Кондаратьева, в Эспинском отделении – священник Д.Е. Власенко, в Бидаикском отделении – священник Б. Квасницкий.

Для расправы со священнослужителями руководство Карлага часто прибегало к услугам уголовных элементов. В самарском отделении Карлага был подсажен к уголовникам и убит епископ Липецкий священномученик Уар (П.А. Шмарин). Протоиерей Н.В. Крылов был ограблен уголовниками и замерз в степи. Приговоренный уголовниками к смертной казни священномученик иерей П.И. Гадай пытался бежать из лагеря, но был пойман, подвергнут зверским пыткам, а затем расстрелян.

Хоронили заключенных в братских могилах штабелями, по несколько человек (обычно 5 человек в три слоя). Такие могилы существовали в каждом отделении Карлага (в Долинке их было несколько). Места погребений многих священнослужителей, погибших в Карлаге, и вовсе неизвестны. Это могилы: архиепископа Елецкого Сергия (Зверев), митрополита Горьковского и Арзамасского Евгения (Зернов), епископа Германа (Г.А. Вейнберг), архимандрита Маврикия (М.П. Полетаев), протоиереев: Ф.Е. Смельницкого и Н.А. Романовского, священников: С. Крейдича, А.К. Никольского, В.А. Правдолюбова, И.И. Архарова, В.В. Элангского, Н.Ф. Фигурова, А.И. Ильинского, С.Г. Костогрыза, А.П. Аксенова, З.А. Пепенина, И.И. Ганчева, И.А. Речкина, И.М. Соловьева, И.И. Глазкова, А.Л. Орлова, В.Т. Краснова, П.А. Кравца, игуменов Николая (Ашепьев) и Евгения (Выжва), иеромонаха Пахомия (Ионов), диакона М.В. Исаева, церковного старосты В.Е. Кондратьева, псаломщика П.И. Антонова, проповедника Л.В. Салькова, продавца церковных свеч П.М. Бочарова, мученика Г.Н. Юренева.

Отец Севастиан – одна из наиболее ярких фигур среди святых новомученников и исповедников православной церкви. Семь лет батюшка провел в Карлаге (он был осужден на десять лет в 1933 году, когда ему было 49 лет). Пройдя через лагерные испытания, отец Севастиан не понаслышке знал, какие страдания пришлось перенести переселенцам в казахстанской степи. Как-то на допросе в ГПУ батюшке предъявили требование отречься от православной веры и за непослушание выставили на улицу в сильный мороз в тоненькой рясе. Так он простоял всю ночь, а утром его опять повели на допрос. Он рассказывал, что в лагере часто избивали заключенных, требуя отречься от веры, либо подселяли к уголовникам для “перевоспитания”.

После освобождения отец Севастиан остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, где в домах совершал требы, хотя разрешения на это со стороны властей не имел. В 1957 году архиепископом Петропавловским и Кустанайским Иосифом (Черновым) был возведен в сан архимандрита и награжден Патриаршей грамотой “За усердное служение церкви”. В 1964 году был награжден архиерейским посохом. Последние годы жизни святой Севастиан проводил в церкви в Михайловке. Умер батюшка 19 апреля 1966 года. Многотысячная толпа прихожан провожала батюшку в последний путь с пением “Христос воскресе”. В августе 2000 года архимандрит Русской Православной церкви Севастиан был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания. Сейчас мощи старца покоятся в Свято-Введенском соборе Караганды.

В Караганде ходит много слухов и легенд об отце Севастиане, рассказывают, что он вырезал на живом дереве крест и молился возле него, когда сидел в Карлаге. Когда много лет спустя высохшее дерево решили спилить, из-под него излилась фонтаном вода. Это дерево как святыню установили в предалтарной комнате церкви новомучеников и исповедников российских в Жартасском сельском округе Абайского района Карагандинской области.

По кругам карлаговского ада

Многие священнослужители, переполненные энергией созидания, отдавали ее безвозмездно для блага своего народа. И вот заработала невиданных объемов мясорубка, людей начали уничтожать планово, на протяжении многих лет. Не было ни одной религиозной конфессии, которой бы это не коснулось. Гонения советской власти на католическую церковь начались еще в 1918 году, после декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Последовавшие за декретом специальные инструкции лишали религиозные организации имущественных прав, церковная собственность объявлялась народным достоянием. Сопротивление процессу национализации церковной собственности со стороны католического духовенства приводило к многочисленным арестам.

Среди религиозных вероучений католицизм с Ватиканом во главе представлялся советской власти врагом № 1. Еще в марте 1923 года были арестованы 15 католических священнослужителей Петрограда. Архиепископ Цепляк и прелат Будкевич были приговорены к расстрелу (для Цепляка приговор был заменен на 10 лет заключения), четверо священников и экзарх Федоров – к десяти годам, а еще 8 священников – к трем годам заключения.

Гонениям подверглась и украинская греко-католическая церковь. Средства массовой информации обрушили целые волны пропагандисткой лжи, обвиняя католиков в “шпионаже в пользу Запада и Ватикана” и других мыслимых и немыслимых преступлениях.

В 1937 году был расстреляны заключенные Карлага – католические священники Циммерман Иоганн Андреевич и Лупинович Карл-Александр Карлович. В том же году расстрелян в тюрьме Караганды священник Кельш Иосиф Готлибович. В 1938 году расстрелян католический священнослужитель Рейхерт Цириак. Уже после освобождения из Карлага, где он отбывал наказание в 1943-1936 годах, был повторно осужден и приговорен к высшей мере наказания Воронич Иосиф Янович. От непосильного труда и болезней умерли в Карлаге католические священники Н. Будка, П.И. Велик, К.В. Галензовский, П. Гаца, И.Ф. Жолнерович, А.В. Зарицкий, В.И. Кисель, Я.В. Круковоский, В. Нурковский, А.М. Шенфельд.

Вряд ли кто из историков современности сможет сказать, сколько священнослужителей погибло в годы террора. Многие из них, наскоро осужденные и приговоренные к смерти действовавшими поточными методом “тройками”, погибали уже на ранней стадии ареста – при допросах с применением пыток.

Среди попавших в карлаговский ад было немало проповедников протестантского вероучения. Так, приговорены к расстрелу проповедники Унгер Петр Ааронович, Нейфельд Перт Петрович, Янцен Абрам Абрамович, Триппель Андрей Андреевич, Фрезе Давид Абрамович, Нейфельд Абрама Петрович, Паульс Петр Васильевич, Дик Егор Егорович, Паульс Абрам Иванович, Гильденбрандт Иван Петрович, Тевс Артур Дитрихович, Фрезе Давид Яковлевич, Винс Абрам Петрович, Бергман Андрей Иванович, Акст Андрей Андреевич, Андибуров Кондрат Андреевич, Ашепьев Максим Пименович, Быкодер Федор Васильевич, Воскресенский Николай Николаевич, Гараж Никифор Иванович, Конрад Петр Иванович, Кулик Авраам Клементьевич, Мерклингер Михаил Себастианович, Орел Захар Фомич, Попов Дмитрий Григорьевич. Умерли от нечеловеческих условий труда и болезней Давид Пеннер и Карл Фогель.

Десятки меннонитов, евангельских христиан – баптистов, лютеран и представителей других протестантских религиозных объединений были осуждены на разные сроки лишения свободы и прошли суровую сталинскую систему тюрем, пересылок, лагерей, принудительного труда и спецпоселений.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал: “Я глубоко убежден в том, что уроки истории надо постоянно помнить и усваивать из поколения в поколение”. Жуткая волна сталинских репрессий коснулась представителей практически всех религиозных конфессий. И сегодня изучение истории духовенства, попавшего в эту страшную машину, несет в себе огромный нравственный импульс. То, что на территории независимого Казахстана проходит съезд духовных лидеров, не только символично, но и говорит о том, что наше государство извлекло из своего прошлого правильные уроки.

Стремясь уничтожить духовность народа, сталинская система потерпела крах, и сегодня священнослужители, проводя такие важные встречи, стараются объяснить миролюбивый характер, лежащий в основе всех религий, и объединяются перед лицом новых опасностей – использования религии в экстремистских античеловеческих целях. Но пройденные нами исторические уроки свидетельствуют: только истинно верующие не умирают и одерживают самую большую победу – духовную.По материалам  газеты “Казахстанская правда”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.