Карабанов Иван Андреевич – воздушный стрелок 999-го штурмового авиационного Таллинского ордена Суворова полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии Белорусского фронта, старшина – на момент последнего представления к награждению орденом Славы.
Родился в 1925 году в селе Чемодановка Пензенской области. Детство и юность провел в Караганде. Здесь учился в семилетке, в школе ФЗО, работал проходчиком шахты №33/34, слесарем промкомбината. В 1943 году призван в ряды Красной Армии. Участвовал в боях на Ленинградском и 3-м Белорусскм фронтах.
Около года служил Иван Карабанов в запасных стрелковых частях, прежде чем попал в Троицкую школу младших авиационных специалистов, при которой работали полуторамесячные курсы воздушных стрелков.
Зимой 1944 года курсанты прибыли на Ленинградский фронт в штаб воздушной армии. Рослых солдат тотчас разослали по частям, а коренастому Ивану Карабанову пришлось ждать. Карабанов получил назначение в 999-й штурмовой авиационный полк277-й авиационной дивизии, что поддерживала наземные войска с воздуха у города-крепости Нарвы.
Воздушный стрелок Карабанов летал на штурмовике ИЛ-2 вместе с Иваном Максимовичем Деркачем, таким же молодым и задиристым. Бывали Иваны в самых различных переделках, не раз смотрели смерти в глаза, но всякий раз выходили живыми, невредимыми и продолжали нести свою нелегкую боевую службу.
Первый вылет на боевое задание едва не стал для них последним. В тот день Деркач и Карабанов в составе группы «Илов» вылетели в район Нарвы, чтобы принять участие в бомбо-штурмовом ударе по вражеским позициям. Недалеко от цели, над лесом, их встретили вражеские истребители. «Илы» спустились до высоты 400-600 метров, рассредоточились по кругу и, прикрывая друг друга, стали обрабатывать последний край обороны противника. Получилась этакая «карусель». Но фашистским истребителям все же удалось прорвать завесу огня штурмовиков.
Машина Деркача и Карабанова была подбита и рухнула в топкое болото. Это спасло экипаж от гибели. Однако радоваться было рано, гитлеровские летчики с бреющего полета стали обстреливать машину и экипаж, который едва успел покинуть кабину. Деркач и Карабанов, то и дело проваливаясь, в зловонную жижу, сумели все-таки добежать до леса, укрыться в его чаще.
На следующий день они благополучно добрались до своего аэродрома.
Вскоре Иван Карабанов был награжден «За отвагу».
Полк и дивизия продолжали вести упорную борьбу как с наземным, так и с воздушным противником, нанося бомбовые удары по оборонительным сооружениям, скоплениям войск и грузов на железных дорогах и шоссе, по аэродромам Финляндии, на территории Эстонии, островам Хийумаа и Саарема.
С каждым вылетом росло военное мастерство летчика.
Ведя наблюдение за землей, различал в складках местности военные объекты, каким-то особым чутьем угадывал под хитроумной маскировкой пушки и пулеметы, танки и автомашины.
Возросла эффективность бомбовых ударов, ракетно-артиллерийского и пулеметного огня штурмовика.
102 боевых вылета совершил к концу войны Иван Андреевич Карабанов.
В каждом из них были свои трудности и радости. В памяти Ивана Карабанова ярко отложилось несколько эпизодов. Один из них – посадка с бомбами и с невыпущенными шасси зимой 1945 года, тогда самолет и экипаж спаслись только потому, что был глубокий снег. И еще… тысяча счастливых случайностей.
А короткий бой над морской косой под Кениксбергом. Фашистские стервятники подбили самолет и он, превратившись в груду металла, разваливающуюся на лету, рухнул в море. Но Карабанов и пилот успели выброситься на парашютах. Через день они снова были в воздухе.
Запомнилось и другое, тоже короткое мгновение, не сразу привлекшее к себе внимание фронтовых репортеров. На группу «Илов», громивших немецкую оборону Данцига, налетели «мессершмитты». Один из них приблизился к «Илу» на очень близкое расстояние и тут же поплатился за это: три короткие очереди, выпущенные Иваном Карабановым, прервали полет стервятника. Воздушный стрелок, захваченный боем, не мог проследить за дальнейшей судьбой фашиста. И лишь на аэродроме от летчиков и стрелков других экипажей Карабанов узнал, что подбитый им «мессер» упал и взорвался.
За эти подвиги наш земляк получил орден Славы II и III степеней.
Высшую степень ордена Славы Иван Андреевич получил уже после войны в Караганде, которая стала для него второй родиной.
Страна возвращалась к мирной жизни. Но Иван Андреевич Карабанов остался на боевом посту еще на пять лет и в 1951 году вернулся в Караганду. 1951-1969- годах работал на шахте. Успешно трудился мастером геофизической экспедиции и дорожно-строительном управлении. Работал мастером городских электросетей. С 1988 года на заслуженном отдыхе.
С 1979 года является Почетным гражданином города Караганда.
Материал публикуется, основываясь на книге, изданной в РИО Болашақ Баспа и по материалам интернета.
Қаһарман қарағандылықтар=Герои-карагандинцы [Текст]: сборник биографической информации / ред. кол.Ж. С. Акылбаев, А. А. Абдакимов, Н. О. Дулатбеков, Р. К. Омарбекова. – Қарағанды: Болашақ-Баспа, 2000. – 146 с.