23 июня 2021 года НИЦ «Руханият» совместно с заведующим кафедрой общеобразовательных дисциплин Е.Б. Касеновым среди студентов всех образовательных программ провели обсуждение исследовательской работы Эдварда Вади Саида «Ориентализм» в рамках специального проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» программы «Рухани Жаңғыру».
Цель лектория: Создание условий для получения студентами образования по направлениям гуманитарных знаний на государственном языке по лучшим мировым образцам
Задачи: 1. Способствовать увеличению профессиональных навыков студентов и расширению кругозора знаний по гуманитарным дисциплинам.
2. Организовать постоянную работу студенческой молодежи с электронными ресурсами: – https://ruh.kz – https://100kitap.kz
– https://openedu.ru/ для прохождения бесплатных курсов
– разделом «Библиотека» сайта Академии «Bolashaq» для систематизации и обновления знаний.
3. Развивать читательскую культуру личности в условиях современной информационной среды
В последние два десятилетия в западной историографии все чаще стали подвергаться критике методы и подходы традиционного востоковедения, которые принято обозначать термином «ориентализм». Его истоки восходят к античности, когда в результате греко-персидских войн сложилось дихотомия Азия-Европа. Эпоха крестовых походов положила начало постоянным контактам Европы со странами Востока.
Однако в последнее время западная цивилизация претерпевает кардинальные этнические изменения – в страны Европы и Америки вливается большой поток иммигрантов из стран Востока, которые, частично адаптировавшись в западном обществе, подвергают критике многие бытующие там стереотипы.
Одним из первых на Западе занялся критикой старых подходов в ориенталистике всемирно известный американский ученый и общественный деятель палестинского происхождения Эдвард Вади Саид (1935-2003). История его жизни типична для многих американских иммигрантов 50-70-х годов прошлого столетия. Он родился в 1935 году в Иерусалиме. В 1947 году его семья в качестве беженцев переехала в Каир к родственникам. В 1951 году родные отправили Саида учиться в Соединенные Штаты в подготовительную школу Маунт Хермон, штат Массачусетс. После окончания Принстонского университета он поступил в Гарвард, где получил степень доктора философии и стал профессором по сравнительному литературоведению в Колумбийском университете.
Толчком к изучению и критическому пересмотру подходов ориентализма стала для Саида арабо-израильская война 1967 года.
При анализе «ориентализма» ученый выделил три основных значения этого слова. Согласно Саиду, все те, кто изучают Восток, являются ориенталистами, а то, чем они занимаются, называется ориентализм. При этом он указывает, что в последнее время более предпочтительным применительно к данному процессу изучения становится термин «ориенталистика». Это связано с тем, что этот термин слишком неопределенный, он запятнал себя высокомерием европейского колониализма.
Второе значение ориентализма как образа мышления основывается на онтологическом и эпистемологическом различении Востока и Запада. И, наконец, третье – ориентализм как западный стиль подчинения Востока.
Ориентализм до недавних пор обозначал востоковедение – дисциплину, зародившуюся на Западе, которая приобрела самостоятельное значение и была поставлена на научную основу в XVIII-XIX веках. Однако методология ориентализма оказалась весьма спорной, и для отдельных теоретиков стала предметов оживленной дискуссии. А выходом в 1978 году в Нью-Йорке книги Эдварда Саида «Ориентализм», одной из наиболее влиятельных работ последней четверти века, поставило современное востоковедение в чрезвычайно сложную ситуацию.
Эдвард Вади Саид – профессор сравнительной литературы и английского языка в Колумбийском университете. В настоящее время проблемы, поставленные Саидом, животрепещущи как для истории, так и для филологии.
Мировые университеты, использующие данную книгу: University of Oxford; Stanford University; University of Cambridge; Harvard University; Princeton University; University of California, Berkeley; Brown University; Columbia University; Yale University.
Участники образовательного лектория приняли активное участие в обсуждении данного учебника и попытались ответить на следующие вопросы:
– Согласны ли вы со значениями понятия «ориентализм», высказанными Эдвардом Вади Саидом или у Вас есть своя собственная точка зрения?
– В чем вы видите онтологическое различение Востока и Запада?
– С какими исследованиями по данному направлению вы знакомы?
– В чем вы видите эпистемологическое различение Востока и Запада?
В своей исследовательской работе «Ориентализм» Эдвард Вади Саид связал возникновение ориентализма с многовековым господством Европы на Среднем и Ближнем Востоке. Он критикует односторонний и поверхностный подход Запада к восприятию Восточного мира и предлагает проводить всесторонний анализ. Во введении автор, акцентируя внимание на тесно взаимосвязанных научно-академических, политических и социальных, идеологических характеристик ориентализма, разделяет его на две группы: скрытые и явные.
Эта книга оказала уникальное влияние на гуманитарное образование и положила начало постколониальным исследованиям. В своем труде автор говорит о том, что многие исследования по этой теме не раскрывают истинную природу Востока, и любую мысль о Восточном мире, прежде чем опубликовать, подвергают определенной фильтрации. В качестве доказательства он приводит в пример ориенталистские тексты ученых из Великобритании, Франции и США. «Западу нужен совершенно противоположный мир, чтобы выделять себя от других. Запад для этого использовал Восток, приложив усилия к формированию выгодного для себя понятия», – сказал автор.
Эта масштабная работа (Эдвард Вади Саида «Ориентализм». Издательство: Penguin books, 2003 г. – 396 с.) предназначена не только для студентов, но и для всех читателей, которые хотят по-новому взглянуть на Запад и Восток, ознакомиться возможно по ссылке https://openu.kz/ru/book/orientalizm
НИЦ «Руханият»
Кафедра ООД