Под таким названием вышел альбом, изданный Карагандинским университетом “Болашак” и Международным историко-просветительским, правозащитным и благотворительным обществом “Мемориал” (Москва). В предисловии к изданию автор идеи, ректор университета профессор Нурлан Дулатбеков пишет: “Анализ сути и значения трагических страниц недавнего прошлого и восстановление искаженной истории являются целью любого гражданского общества”. Внести свой вклад в научное осмысление истории Карлага поставили целью ученые Карагандинского университета “Болашак” совместно с обществом “Мемориал”.
Основная задача этой работы – вызвать интерес нового поколения к прошлому страны через освещение трагедии целых народов и отдельной личности в условиях тоталитарного режима.
Книга поделена на четыре раздела. В первом собраны работы, выполненные заключенными Карагандинского исправительно-трудового лагеря МВД СССР. В альбоме представлены репродукции картин и набросков В. Эйферта, Г. Фогелера, А. Васильевой, И. Борхман, Г. Цвирко-Лещинской, художников-любителей С. Лапина, Е. Сагаловской, П. Холщевникова и др. Здесь представлены также эскизы декораций для лагерного театра, орнаментов для стенных росписей и ковров, страницы рисунков рукописной детской книжки “Теремок”.
“Многие работы были выполнены тайком и таким же образом вывезены за пределы лагерей, чтобы впоследствии стать достоянием частных коллекций и музеев” – пишет в книге академик НАЕН РК, заслуженный работник МВД РК, профессор университета “Болашак” Бахыт Нургалиев. В этой главной части издания все дышит той страшной эпохой – и названия набросков: “Портрет урки”, “Заключенный в ушанке”, “Солнечный день в лагере”, и, конечно, краткие биографии художников. Вот, например, строки, посвященные Ирине Борхман: “Во время заключения работала на швейной фабрике, в садоводстве, поваром на овцеферме, истопником. Заболела пеллагрой, избежала смерти благодаря переводу на сельхозработы, но с 1944 г. стала слепнуть, лечилась, работала в конторе, в пожарной части. С 1948 г. стала оформлять стенгазеты, клубные сцены, рисовала плакаты, расписывала пожарную часть, кабинет начальника стройчасти. Один из лагерных рисунков из-за отсутствия карандашей и красок выполнила свиной кровью”.
Вторая глава названа “Музеи”. Здесь вы найдете сведения о лагерях, на территории которых созданы мемориальный комплекс “АЛЖИР” и музей памяти жертв политических репрессий п. Долинка, фотографии артефактов, выставленных в них и музеях издателей книги – общества “Мемориал” и университета “Болашак”. Название третьей – “Документы: без комментариев” – говорит само за себя. Последняя, четвертая глава альбома посвящена памятникам Долинки и Спасска.
В основу книги легли материалы из московских архивов. Авторы коллективного издания намерены продолжить свой труд.
Ольга Моос Индустриальная Караганда.- 2010.-25 Фев.