Актуальность исследования вызвана в связи с участившимися в последние годы публикации недостоверных сообщений, порочащих честь и достоинство конкретных граждан, а также о задержании и привлечении к уголовной ответственности ряда известных лиц.
Подобные фейковые вбросы формируют не только ложное общественное мнение, но и негативно влияют на общественный правопорядок.
Культура общения и сетевой этикет в принято упрошено определять как информационную культуру. Следовательно, информационную культуру можно понимать как, «способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества»
В настоящее время современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается в привычной для них форме.
На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, но как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления.
С формированием новой информационной культуры связано возникновение и новой этики, компьютерной, регламентирующей поведение человека в информационном обществе, опосредованное применениями новых технологий.
Компьютерная этика – совокупность моральных принципов и норм, регулирующих отношения между людьми, сложившиеся на основе их работы с компьютерами.
Большое число исследователей указывает на то, что под влиянием информационных технологий меняются и моральные нормы общества, есть попытки сформулировать правила поведения, регламентирующие этические нормы при работе с компьютером и мобильными устройствами. Так, к примеру, сформулировано требование: «Не делайте с помощью компьютера то, что вы сочли бы аморальными без него. Никакое действие не становится более моральным из-за того, что для его облегчения использован компьютер».
В человеческом сообществе мораль – это неписаный свод предписаний, как следует себя вести в конкретных ситуациях. В различных областях человеческой жизни возникают специфические проблемы и появляются прикладные этики, относящиеся к определенным нормам поведения человека. Это может быть компьютерная этика, профессиональная этика, медицинская этика и т. д.
Сетевой этикет
Этикет — правила хорошего тона, принятые в той или иной социальной группе. Сетевой этикет (Netiquette) – набор предписаний о том, как себя вести в Сети. В 1994 г. В. Ши написала книгу «Нетикет», где были предложены 10 простых правил.
1. Помните, что Вы говорите с человеком
Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам.
Конечно, Вы используете сеть для свободного самовыражения. Вы знакомитесь с новыми словами и посещаете незнакомые миры. Однако не забывайте о главном принципе сетевого этикета: всюду в Сети находятся реальные люди.
2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни
В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что «за экраном» находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Это заблуждение объяснимо, но все равно – это заблуждение.
Тем не менее Netiquette предполагает, что пользователям лучше оставаться в рамках закона как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
3. Помните, где Вы находитесь в киберпространстве
Netiquette меняется от компьютера к компьютеру. То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни – вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит.
4. Уважайте время и возможности других
Существует стереотип, мол, что сегодня у людей остается все меньше времени, хотя (или, быть может, поэтому) мы тратим меньше времени на сон и изобретаем новые устройства, позволяющие сэкономить время. Когда Вы посылаете электронную почту или отправляете сообщение в конференцию, Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря.
5. Сохраняйте лицо
Используйте преимущества анонимности. Не оскорбляйте пользователей. Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта.
6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать
7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их
8. Уважайте право на частную переписку
9. Не злоупотребляйте своими возможностями
10. Учитесь прощать другим их ошибки
Несоблюдение этих самых минимальных правил ведет к нежелательным, и порю плачевным последствиям.
Распространение таких недостоверных сведений в основном осуществляются блогерами умышленно, в собственных и в интересах третьих лиц. Их цель – это личное обогащение и получение материальной выгоды путем вымогательства средств.
Подобные действия, направленные на разжигание национальной розни, вымогательство, распространение заведомо ложной информации являются уголовно-наказуемыми деяниями и влекут уголовную ответственность по статьям 174(Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни), 194(Вымогательство) и 274(Распространение заведомо ложной информации) Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Таким образом, дорогой читатель, искренне прошу, быть внимательными и уважать других людей в информационном пространстве и этому будет способствовать ваше знание сетевого этикета и культуры общения в киберпространстве.