30 октября 2019г. на базе ЕНУ им. Л.Н.Гумилева прошла Международная конференция «Новое социальное измерение в миссии высшего образования», проводимой в формате научно-практической конференции. В работе конференции приняла участие первый проректор, руководитель по качеству Рысмагамбетова Г.М.
Цель конференции – обсуждение третьей миссии высшего образования в контексте позиционирования университетов в глобальном мире и рассмотрение их как драйверов в развитии страны.
Работа Конференции направлена на решение следующих задач: определение роли и значения третьей миссии высшего образования в современном мире; рассмотрение степени вовлечения казахстанских вузов в реализацию третьей миссии высшего образования; содействие формированию культуры реализации третьей миссии в казахстанской высшей школе; определение социальной миссии университетов и форм их реализации в казахстанском обществе; рассмотрение взаимосвязи вузов с бизнесом, различными социальными институтами и группами, тем самым усиления их влияния на общество.
Организаторами конференции выступили: МОН РК, Совет ректоров вузов РК, Национальный офис программы Эразмус+ в Казахстане, ЕНУ им.Л.Н. Гумилева, Национальная команда экспертов по реформированию высшего образования в Казахстане. В работе Конференции приняли участие международные эксперты: представители Исполнительного Агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре Европейской Комиссии, Представительства Европейского Союза в Казахстане, посольств иностранных государств, международных организаций, представители государственных органов, зарубежных и казахстанских вузов, ассоциаций работодателей, неправительственных организаций.
В ходе обсуждения участники констатировали, что общественная жизнедеятельность современного мира устанавливает иные требования к высшему образованию и его институциональным структурам, способным реагировать и отвечать новым вызовам времени. Важным становятся «социальная направленность» высших учебных заведений. Пересмотр миссии высшего образования, его роли в современном обществе обусловливается характерными чертами современности, ее рациональностью и прагматизмом, глобализацией и информатизацией, культурной многозначностью и вариативностью способов социальной идентификации. Во всех странах высшее образование выступает мощным катализатором социально-экономического, общественного и культурного развития. В Казахстане, стремящемуся к единому образовательному пространству высшим учебным заведениям еще предстоит стать фактором социального и культурного развития, способным обеспечить реализацию ожиданий общества, связанных с изменением качества жизни.
Концепция «социальной миссии» в свете модернизации высшего образования влечет за собой изменения в понимании сути деятельности высших учебных заведений. Взаимный институциональный обмен между высшей школой и обществом, происходящий во многих странах, в Казахстане только начинает формироваться.
В Казахстане, также как в большинстве стран постсоветского пространства, участие университетов в общественной жизни пока еще незначительное и находится на стадии становления. Еще отсутствует традиция и разделяемое всеми понимание этой «социальной» миссии университета. Концепция «социального партнерства», которая должна строиться на взаимодействии многих партнеров: университетов, органов власти и управления, разнообразными общественными объединениями и некоммерческими организациями, и самим населением – в современных условиях просто отсутствует. Для того чтобы эта концепция заработала, необходимо разработать стратегию реализации «третьей миссии» университета, что позволит, с одной стороны, выделить ключевые приоритеты и определить основные возможности для реализации социальной функции, с другой стороны, это позволит выявить основные потребности местного сообщества, определить основных партнеров.
На первом пленарном заседании были обсуждены международный опыт реализации третьей миссии университетов, новое социальное измерение в миссии высшего образования в глобальном мире, национальные особенности в реализации третьей миссии вузов и социальная ответственность казахстанских вузов.
Секционные заседания проводились параллельно (3 секции). По результатам работы были выработаны рекомендаций по обсуждаемой теме.
По итогам работы была приняла резолюция, которая направлена министерствам, Национальной палате предпринимателей «Атамекен», Национальному офису программы «Эразмус +» и вузам республики.
Высшим учебным заведениям рекомендовано:
– имплементировать в свою деятельность третью миссию высшего образования;
– включить в стратегию развития вузов мероприятия, направленные на взаимодействие с обществом в рамках реализации третьей миссии;
– предусмотреть в системе плановых показателей и KPI показатели, способствующие развитию взаимодействия с обществом;
– принять меры по формированию культуры приверженности третьей миссии высшего образования: пересмотреть квалификационные характеристики и дополнить профессиональные поручения ППС функциями, реализующими третью миссию;
– всемерно развивать среди обучающихся волонтерское движение, пропагандировать культуру волонтерства, взаимоувязать его с академическим процессом, отразив в образовательных программах и воспитательной деятельности;
– активно взаимодействовать с местными исполнительными органами, региональными бизнес-структурами, объединив усилия, направленные на решение актуальных задач региона, в том числе выступить в качестве диалоговой площадки;
– приглашать представителей рынка труда и органов государственного и местного управления на заседания УМО РУМС;
– обеспечить широкое освещение практики взаимодействия вуза с обществом через СМИ, сайты вузов и социальные сети;
– проводить исследования по вопросам развития города, региона.