Много лет прошло с той войны, которая принесла Великую Победу и неимоверно много горя в семьи тех, кто погиб, защищая на свой дом, свою семью, свою Родину. И как порой мало мы знаем об этой Победе, ее безвестных героях. Общим памятником для них навечно останется памятник Неизвестному солдату, объединившим в себе всё наше общее горе и нашу общую память. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой – вечен». И последние Победители этой войны уходят в вечное небо, в поднебесные журавлиные стаи, навеки унося с собой горечь этой войны, радость и трагедию нашей общей Победы.
Среди них, последних живых Победителей, могли быть и мои родственники, мой родной дядя и четыре деда. На фронт они уходили из Караганды. Судьба не пощадила их, никто не вернулся с полей боев… И сведений об их боевом пути до последнего времени было совсем немного.
Первым ушел воевать Ботов Борис Петрович, 1917 г.р. Уроженец Каркаралинска, отсюда в 1941 г. был призван в действующую армию. Погиб красноармеец Ботов в боях при обороне Ленинграда. В документах портала «Память народа» осталась скупая запись: «пропал без ввести 11.1941 г.»
Василий Демьянович Самохин, 1914 г.р., работавший на станции Караганда – Сортировочная, призванный Сталинским райвоенкоматом г. Караганды, ушел воевать в начале 1942 г. Погиб в первых боях при отражении прорыва фашистов к Сталинграду (150 стрелковая дивизия 37 армии).
На сайте «Память народа» написано: «пропал без вести 10.02.1942 г., Украинская СССР, Сталинская (ныне Донецк), Ямский р-н».
Агапцев Александр Владимирович, 1912 г.р.. До этого он служил на Черноморском флоте, переехал в Караганду в 1940 г.. Ушел добровольцем 11 августа 1941 г. Старшина Агапцев, по документам вышеназванного сайта, пропал без вести в 1942 г. Однако сохранились иные сведения от очевидцев. Попав в плен, он не смирился с судьбой. Первый раз бежал из плена в Ростовской области. Побег не удался. Второй раз под Харьковом. После этого непокоренный старшина Агапцев А.А. был расстрелян фашистами.
Не менее трагическая судьба была уготована Самохину Александру Демьяновичу.
Кадровый офицер, лейтенант, после последнего места службы на Камчатке приехал в Караганду и возглавил отделение связи.
В 1942 г. через Сталинский РВК г. Караганды ушел воевать. Долгое время считалось, что командир взвода связи, Самохин А.Д. пропал под Смоленском в августе 1943 г. Однако недавно опубликованные документы на сайте «Память народа» известили о том, что раненый связист попал в плен и оказался в страшном шталаге 336 под Каунасом, созданном специально для плененных командиров Красной армии. В этом лагере активно работал центр вербовки абвера. Однако не сломали фашисты и Александра Самохина. После пыток и издевательств он был отправлен на работу в кальковый (известняковый) карьер Рюбеланд и Пистериц/Эльбингероде, принадлежащий лакокрасочному концерну IG, что под Хюттенроде в районе Магдебурга – Stalag XI A Altengrabow. Расстреляли его на месте работы через год после пленения, о чем свидетельствует запись в карточке военнопленного… IG – это концерн, к которому имели отношение ныне известные компании «BASF», «Hoechst AG», «IG Farben», «Bayer», «AGFA». Вот так создавала свою экономику Германия в военные годы…
Самый младший, мой дядя, Николай Алексеевич Самохин, родился в 1925 г. в Ростовской области. В 1935 г. с репрессированным родителями, очевидно, из-за принадлежности к донскому казачеству, оказался в Караганде, только что получившей статус города. Сначала жили в бараке на десятки семей, каждая из которых была отделена одна от другой занавеской, в поселке Компанейске. Николай закончил семилетку, после которой встал у станка на заводе им. Пархоменко, эвакуированном в Караганду из Луганска, выполняя военные заказы. Вспоминала его младшая сестренка: «Николай был удивительно бесстрашным и справедливым человеком. Никого и ничего не боялся, и его уважали за это все окрестные сверстники из Компанейска и Старого города». Всё, что зарабатывал, приносил домой – в это время отец получил тяжелую травму в шахте, и надо было поднимать на ноги сестру и брата, который появился на свет в 1937 году. В конце 1942 г. отказался от «брони» и обратился в военкомат с просьбой уйти на фронт. 12 января 1943 года, когда ему еще не было 18 лет, он стал красноармейцем и отправлен на обучение военному делу в г. Мелекесс Ульяновской области (ныне Димитровград).
Через несколько месяцев – фронт, первые бои. В 1943 г. – ранение, госпиталь. В составе казачьей дивизии, сформированной в родных Сальских степях Ростовской области, путь его пролег на Украину, в Молдавию, Румынию. Сохранились несколько его военных писем-треугольничков. Строки из одного из них: «Пишите как можно быстрее, а то скоро вступим в бой.…стоим в Румынии, спеют вишни, растут яблоки, погода дождливая…».
Сохранилось и письмо, написанное ему сестрой в канун 1945 г.: «Николай, бей проклятых фрицев за то, что они не дали нам жить прекрасной жизнью. За нашу юность, за нашу молодость, за нашу разлуку…». Письмо это Николай не успел получить и оно вернулось в Караганду со страшной пометой: «Адресат выбыл»… Тогда же пришла и похоронка, извещение, на имя матери: «Ваш сын, гвардии казак, Самохин Николай Алексеевич…погиб 26 декабря 1944 г….похоронен на господском дворе Майк (Венгрия)…».
Много лет его сестра, моя тетя, ставшая профессором, доктором медицинских наук, обращалась в различные инстанции, в том числе в Центральный Архив Московской области в г. Подольске, где хранятся все военные документы той поры. Но ничего нового не узнала.
Несколько лет назад, после смерти тети, пришла моя очередь искать следы погибших. Сначала поиск документов на сайтах «Мемориал», «Подвиг народа»,(теперь это общий архив «Память народа»(1)), где мне удалось увидеть документы тех лет: боевой путь Николая, список безвозвратных потерь, в которых и его фамилия, более точно определить место его захоронения пока в неведомом нам «господском дворе Майк» по схемам захоронений. В этом поиске помогала и просто удача, когда зимними долгими вечерами 2014 г. удалось с помощью гугловских карт наконец-то найти господский двор Майк в Венгрии, и удивительная девушка из Москвы, Анастасия Столярова, которая создала сайт «Советские воинские захоронения в Венгрии» (2), сообщившая мне, что в начале 70-х венгерский Красный крест произвел перезахоронение советских воинов из Майка на городское кладбище в г. Орослани. Она же свела меня с Ласло Дудеком (Dudép), который по программе правительства Венгрии восстанавливал памятники советским воинам. Ему я выслал сведения о Николае и его товарищах, погибших с ним в одном бою. Это было одно из удивительнейших событий в моей жизни, когда осенью 2014 г. пришло письмо от Ласло с фото созданного им памятника, где была фамилия Николая. А дальше еще одно событие. От донских краеведов А. Дронова и Э. Птухина пришло сообщение – Наградной лист (посмертно) на Н. А. Самохина: «…26.12.1944 г., действуя в составе взвода за населенный пункт Кечкед , первым ворвавшись в населенный пункт Кечкед и огнем своего автомата уничтожил 6 немецких солдат и захватил автомашину, завязал бой с бронетранспортером и гранатой подбил его , огнем автомата уничтожил 3 солдат и одного офицера противника, бежавших от бронетранспортера. В этом бою Гвардии казак Самохин пал смертью храбрых. Достоин Правительственной награды «Орден Отечественной войны 2 степени». Похоронка пришла сразу, а награда нашла Героя через 70 лет…
Судьба была благосклонной и дальше, когда я приступил к поиску последнего пути Александра Демьяновича Самохина. Появились на сайте «Память народа» новые документы – карточка военнопленного, на которой отмечено, что был ранен при пленении, а 29 июля 1944 г. расстрелян на месте работы в концлагере Хюттенроде. А потом узнал и о том, что на месте захоронения военнопленных установлен памятник, на котором недавно появилась и фамилия моего деда.
Осталось отдать дань памяти погибшим… Так в августе 2019 г. я с братом оказался в Венгрии, где на городском кладбище Орослани мы с братом оставили карагандинскую землю у памятника Николаю. Потом – Германия, Хюттенроде, оставили табличку со сведениями об Александре Демьяновиче Самохине, в честь которого был назван мой брат.
Хочу сказать в заключение: отношение к предкам – это отношение к себе, близким, людям, живущим рядом и, в итоге, к своей истории и своей Родине и государству. Без памяти нет будущего. И если даже мы не знаем что-то из судеб своих предков, надо надеяться и верить, искать истоки своей истории, особенно когда это касается тех, кто отдал жизнь за нашу жизнь и свободу.
Низкий Вам поклон, Герои войны, и Вечная Слава!
Внук и племянник героев Самохин Андрей Юрьевич
Источники: «Память народа» https://pamyat-naroda.r
Советские воинские захоронения в Венгрии: Архив …http://szovjet-katona.ucoz.hu/