С 16 марта 2020 года ведение занятий в нашем вузе осуществляется в дистанционном режиме. Хорошо это или плохо? Как педагог с 30-летним стажем работы в вузе могу отметить, что это процесс не простой, который скрывает в себе определенные плюсы и минусы.
Один из плюсов – это возможность студента изучать загруженный в портал контент по курсу в любое удобное время. Студент может самостоятельно решать, когда и сколько времени ему уделять на изучение материала. Но, конечно, онлайн занятия проводятся по расписанию и тут вопрос решается уже иначе.
Каждый студент может изучать материал в своем темпе, ему не нужно беспокоиться о том, что он отстанет от однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-материал, презентации, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить.
Большим плюсом является то, что можно обучаться в любом месте, дома, в офисе и др. Главное – это наличие компьютера с доступом в Интернет.
Большая степень самостоятельной работы позволяет получить высокие результаты обучения. Как показывают исследования ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность использования в процессе обучения новейших технологий делает процесс обучения интереснее и живее.
Связь с преподавателями и студентов друг с другом осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу, т.к. педагог может написать все ответы на вопросы в удобное для него время.
Для студентов, обучающихся дистанционно минимизирована проблема нехватки учебников и методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту на портале ДОТ вуза, либо он получает от преподавателя учебные материалы по почте.
Дистанционное обучение проходит в спокойной обстановке. Студент, как правило, находится дома и сам выстраивает график загруженности. Не надо тратить время на транспортировку, прием пищи (иногда мы видим, как студенты совмещают утренний кофе и обучение.
Преподаватели, занимающиеся дистанционно, могут уделять внимание бОльшему количеству студентов, уделяя индивидуальное внимание всем студентам, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода.
Вместе с тем, в дистанционном удаленном обучении есть и много сложностей.
Для работы дистанционно необходима сильная мотивация как студентов, так и преподавателей. В условиях ЧП в стране и принятого решения МОН РК перевести всех на удаленное обучение для сохранения жизни и здоровья каждого человека становится очевидным вопрос – «какой еще мотив может быть более убедительным?»!
Обучение дистанционно потребует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. К сожалению, поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
Привыкшие работать и учиться «глаза в глаза», преподаватели и студенты воспринимают дистанционное образование не вполне комфортным. Минимизировано развитие коммуникабельности уверенности, навыков работы в команде.
Самым большим недостатком является недостаток практических знаний. Обучение наукам, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят «живой» практики.
Сложной также остается проблема идентификации слушателей. Самый эффективный способ – это видеонаблюдение, но, к сожалению, массовое включение видеокамер ведет к перегрузке сервера и сбоям в работе портала.
И наконец, очень большим минусом стала недостаточная компьютерная грамотность отдельных педагогов и студентов. Им приходится сложнее всего, т.к. в оперативном режиме следует осваивать все современные дистанционные образовательные платформы, он-лайн мессенджеры и т.д.
Однако, следует заметить, что сложная ситуация, которую сейчас переживает весь мир и наша страна, позволит нам существенно продвинуться в освоении новых образовательных технологий, развить профессиональные навыки дистанционной коммуникации, научиться гибко перестраивать контент учебного курса в соответствии с запросами студентов. Это далеко не полный перечень положительных аспектов массового внедрения дистанционного обучения в стране и в нашем вузе.
Хочу пожелать и студентам, и преподавателям успехов в работе и учёбе в этот нелегкий период нашей жизни. Уверена, что после окончания периода ЧП в стране и карантина в нашем городе, мы станем более «продвинутыми», грамотными, начитанными, и с ОГРОМНЫМ желанием начнём снова работать «глаза в глаза» и ценить личное общение.
С уважением, ко всем студентам и коллегам Академии «Bolashaq», проректор по НР и МС Смолькина Т.П.