14 октября – необыкновенный день! Почему? А потому, что состоялось первое в этом учебном году заседание психологического клуба «Личность Плюс» на тему «Интересные исследования в истории психологии и современной науке (ретроспектива и результаты научных студенческих работ)», на котором присутствовали студенты от первокурсников до выпускников специальности «Педагогика и психология» дневной и заочной форм обучения.
Открыла заседание Фрида Ротань – президент психологического клуба, она не только рассказала о перспективных планах на предстоящий учебный год, но и искренне поделилась тем, что открывает ей психологическая наука и возможность участвовать в работе клуба.
Исследование «Ценностной детерминации профессионально значимых качеств потенциальных сотрудников» провела выпускница кафедры «Педагогика и психология» Таисия Бабаева, которая решала интересную психологическую проблему, заключающуюся в том, что «в технический отдел бизнес – центра для работы с документами требуется сотрудник. Отбор на конкурсной основе прошли два молодых специалиста, которые закончили вуз с красными дипломами и в равной степени успешно прошли критериально – ориентировочные тесты на проверку специальных знаний. Для того, чтобы утвердить сотрудника на серьёзную должность, руководителю необходима психологическая характеристика ценностного профиля претендентов. Какие рекомендации для приёма на работу того или другого претендента может дать психологическая служба бизнес – центра ?» Таисия успешно справилась с решением этой психодиагностической задачи, сопоставив эмпирические результаты ценностного профиля претендентов с данными психограммы.
Алина Дулеева через исследование приоритетных «моделей должного» шкалы ценностных доминант в семейно-брачных отношениях супругов оказала необходимую психологическую помощь испытуемой для анализа сложившейся ситуации и осмысления перспектив собственной жизни. В защите своего исследования Алина проявила яркую эмоциональность и достаточно убедительность, грамотную фиксацию экспериментальных данных и неповторимый авторский почерк в интерпретации результатов исследования.
Проблемой самостоятельного исследования Зере Кулсариевой является то, что в школу для участия в инклюзивной образовательной программе пришли два педагога, которые одинаково успешно прошли собеседование и показали достаточные методические знания. Но Зере подчеркнула, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, культуры, психических и физических возможностей.
Именно поэтому, отметила Зере, педагоги должны обладать не только методическими и информационными знаниями, но и личностно быть готовыми принимать детей, независимо от их индивидуальных проявлений. Эта позиция, по мнению автора, определяет необходимость исследования приоритетных «моделей должного» в ценностных позициях претендентов на педагогическую деятельность с особенными детьми – с этой психологической проблемой профессионально справилась выпускница и дала администрации школы возможность правильного выбора педагога.
От студенческих инициатив в самостоятельных исследованиях в историю психологии нас перенесли Фрида Ротань и Анна Казыбекова, которые вдохновенно погрузили присутсвующих «в игры, в которые играют люди».
Студентки продемонстрировали через ролевые позиции в межличностных отношениях сущность знаменитого Трансактного анализа Э. Берна. Свободно и полётно размышляя, Анна очертила границы эго-состоянии «ребенка родителя и взрослого» с тем, чтобы члены клуба смогли определить, используя методический инструментарии, свой трансакционный код – поверьте, это интересное и полезное занятие, поскольку неожиданно открывает «тебе – самого себя».
Радостно, что финалом нашей встречи выступило желание первокурсников проявить себя в следующем заседании психологического клуба «Личность Плюс».
Информацию подготовила: кандидат психологических наук, доцент Никифорова О.В.