Слушайте радио — остальное видимость.
Сергей Бунтман
Радио вошло в мою жизнь с детства: сначала это был громкоговоритель радиоточки, стоявший у бабушки в прихожей, затем, это были величественные и неподражаемые советские радиоприёмники – домашний и неприхотливый «Океан – 205», портативный и горячо любимый – «Электроник», гордый и строгий «ВЭФ-202»; чудо китайской инженерной мысли «Huashi HS 202» и в конце концов просто невероятное приобретение – магнитола, доставшаяся мне от моего дяди, которой я пользуюсь и поныне, когда или хочется вспомнить щемящие шипящие звуки средних волн или, когда приспичит послушать далёкий голос – Международного радио Китая на диапазоне средних волн.
Но, это к слову. На самом деле – мир радио довольно обширен и далеко не ограничивается собственно – радио, в нашем обыденном понимании. Это и связь, и инструмент, и метод передачи данных – от голоса, до изображения, до пыльных байтов, и вплоть до его величества – Интернета. Да-да, вы не ослышались, Интернет – тоже прямое отношение к радиосвязи, только на иных волнах и передаются там не собственно волны, а пакеты информации, состоящие из нулей и единиц.
У этой проблемы есть и оборотная медаль – люди, создающие информационный продукт. Без них мы бы никогда не узнали, какая погода в Караганде, какую прекрасную музыку сочинил сэр Пол МакКартни, и почём сегодня фунт стерлингов? Иначе я хочу сказать, что радио это сущетсво в трёх ипостасях – метод, люди и информация. Итак, поговорим о каждом из них вкратце.
Метод – это способ, в данном конкретном случае аппаратная и теоретическая часть явления. Здесь мы вспомним и незаурядный талант Генриха Герца, начала электромагнетизма Майкла Фарадея и математическую теорию Джеймса Максвелла, старания в изобретательстве Александра Попова, патенты Гульельмо Маркони и бога антенного хозяйства – Карла Ротхаммеля, без которого любой радиоприёмник просто набор очень дорогих транзисторов.
Люди. Без них ничего не звучит, без них не получится создать ту атмосферу близости и уникальности. Для человека ХХI века уже ничего не значат имена Юрия Левитана, Виктора Татарского. Вадима Синявского, Николая Озерова или Виктора Балашова. В мою бытность ими стали радиожурналисты русских редакций зарубежных радиостанций – Маргарита Кальц, Владимир Фрадкин, Александр Варкетин, Ефим Шуман, Анастасия Рахманова, Андрей Горохов, Ирина Макридова, Юрий Гурман, Сергей Карлов, Сергей Лапицкий, Ольга Максе, Даниель Пастернак, Евгений Соколов, Георгий Боголепов, Майя Каминская, Сева Новгородцев, Александр Данилин, Борис Гребенщиков, Алексей Венедиктов, Наталия Басовская, Евгений Киселёв, Сергей Довлатов и другие ведущие, чьи голоса словно магниты притягивали к радиоприёмнику. И ты их жадно внимал всему о чём бы они ни рассказывали или комментировали, говорили, сообщали, делились воспоминаниями, размышлениями, идеями и опытом.
Многие из них были и остаются прекрасными знатоками языка, искусными переводчиками, талантливыми писателями, поэтами, актёрами звукового жанра, педагогами, экономистами, музыкантами, политологами, историками, людьми разнообразных увлечений и талантов, а главное – профессиональными репортёрами и журналистами, которые умеют найти тему, представить свой взгляд на явление, событие, дать оценку и заинтересовать слушателя – вовлечь его в диалог, сделать соавтором передачи и увлечь слушателя, сделать его, если можно так выразится, укрощённым и плюшевым львом. Радио – это магия! Или нет, не так…мааагииия. Вы мне не верите? Разве? Так, значит, вы ещё не знаете, что это такое – РАДИО.
Шелчок, и вы двигаете подстроечный вал переменного конденсатора, а каретка мягко на шкале настройки на волну, мягко, словно влекущая неизвестной силой, парит над волшебными цифрами и буквами, придавая этому действу ни с чем не сравнимое чувство – свободы и независимости, приобщения к тайне, либо к чему-то такому немыслимо знакомому, что ты не можешь оторваться.
Третий кит, это – информация. Запомним это слово. То, что мы с вами слышим, что читают дикторы или ведущие и то, как оно нам преподносится. Триединство – слова напечатанного, произнесённого и усвоенного. Впечатление должно присутствовать, даже больше, должно быть послевкусие; когда материал услышан, его надо – оставить в памяти. Т.е. создать такой контент, который будет неразрывно связан с ведущим, темой повествования и слушателем.
Заканчивая очередной материал, хочется признать, что несмотря на то, что современные СМИ всё больше и больше могут больше, однако, когда дело доходит до классики жанра, никакой компьютер не сможет привнести в жизнь любого мало-мальски знакомого с литературой или музыкой трепетание души. Люди будут слушать и восхищаться им, они будут посвящать ему книги и кинокартины, а человек принимающий во мраке антарктической ночи морзянку, среди вечной зимы и тьмы, останется верхом романтики и по-настоящему философом, любящим жизнь и всё человечество – несмотря на расстояние, гул вьюги и шепот шума океана волн, издающихся из динамика. Вспомним, Джона Донна в переводе Ирины Русакевич из Риги:
Человек – не остров в море,
Он – лишь часть материка,
Каждый голос в общем хоре
Слышит времени река….
Если мои впечатления внесли маленькую лепту в сокровищницу ваших знаний или понятий, то я очень рад этому и ещё хочу добавить, что два года назад, в год 100-летия Казахского радио и президент страны Касым-Жомарт Токаев объявил 1 октября Днем работников радио.
Сама дата была выбрана не случайна — первая радиотрансляция прозвучала в нашей стране в октябре 1921 года, когда для нашей республики радио сыграло огромную роль в развитии общества. И, я надеюсь, что наша общая идея со студентами окажет качественное влияние на подрастающее поколении и мы сможем сделать мир интереснее и светлее!
ст. преподаватель кафедры ООД – Смирнов С.Ю. для друзей Интернет-радио