Очередное заседание психологического клуба «Личность Плюс» – долгожданное, радостное, и это неслучайно.
«Мои научные интересы, или избирательность познания в психологической науке…» – эту тему сегодняшней встречи огласила президент клуба – студентка 3 курса Фрида Ротань.

И действительно, в науке так же как и в жизни, есть любимое, самое значимое, наполненное личностным смыслом – к таким научным психологическим фактам, вызывающим особый интерес, и обратились студенты 1-4 курсов образовательной программы «Педагогика и психология».
Мы часто спрашиваем себя, отметила Фрида Ротань, «Кто виноват?» в той или иной ситуации и приписываем причины вины не себе, а другому человеку или обстоятельствам. Именно эти психологические факты исследовал австрийский психолог Фриц Хайдер в механизме каузальной атрибуции как феномене межличностного восприятия. И, поверьте, Фрида сумела объяснить, почему каузальная атрибуция используется нами ежедневно, а Хайдер «всегда похлопывает нас по плечу».

Почему незавершенные, но очень интересные действия мы помним долго (если не всю жизнь)? Этим вопросом задалась Алиса Тулегенова и нашла объяснение и экспериментальное доказательство у Блюмы Вульфовны Зейгарник – выдающегося российского психолога, одной из основательниц гештальтпсихологии и патопсихологии, любимой ученицы знаменитого Курта Левина. Чтобы понять, почему мы помним (или не помним) первую любовь и не способны (а может быть способны) забыть врагов, отметила Алиса, следует знать психологическую теорию силового поля К. Левина с его сематической валентностью, напряженностью и квазипотребностями.

Своим научным рассуждением первокурсница Дильназа Назарова показала, что память, которая является основой всей психической жизни человека, спасобна сыграть «злую шутку». Об «усмешке памяти» и ее «мести» через процесс интерференции Дильназа рассказала о логике того, как наложение одного материала на другой способно вызвать «кашу в голове».

Напротив, выпускница Алина Дулеева подчеркнула, что настоящим подарком современному человеку может выступить «латеральное мышление» – Для нас это новое понятие, которое ввел в психологическую науку Эдвард де Боно. Алина провела сравнительный анализ традиционного (вертикального) мышления и латерального, доказав, что выбор наимение вероятных путей, избирательность, провокативность, разрыв шаблона способны открыть человеку новый мыслительный – латеральный уровень и возможность творческой деятельности.

Для студентки 4 курса Анны Казыбековой пиком научных интересов выступила гендерная идентичность, которая в целом в мире обрела статус острой, актуальной и спорной проблемы. Безусловно, пол человека – это его биологическое отличие, а полоролевые стратегии поведения маскулинность или феминность являются социальным статусом и психологическими характеристиками личности, зависящими от социальной организации общества.

Поэтому, убеждена Аня, осознание личностью своей гендерной принадлежности, переживание ею своей гендерно-социальной роли и определяет содержание и направленность личности.

Завершая встречу в психологическом клубе «Личность Плюс», президент Фрида Ротань отметила, что выстраивая целостную картину познания, студенты
определяют в ней самое значимое и интересное. И безусловно, чем больше избирательность, пристрастность научного познания современного студента, тем выше уровень развития его личности.