АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ АКАДЕМИИ “БОЛАШАК”

В рамках изучения дисциплины “Введение в психолого-педагогическую профессию” меня заинтересовала тема адаптации студентов-первокурсников Академии “Болашак”, так как я сама являюсь студенткой первого курса специальности “Педагогика и психология”.

В исследовании участвовали 35 первокурсников специальностей педагогика и психология, фармация, иностранный язык: два иностранных языка, юриспруденция.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения.

Адаптация – процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студента должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Несмотря на безусловную сложность базовых дисциплин, когда студенты младших курсов испытывают особые проблемы в освоении именно их, раскрытие и использование их развивающего потенциала с целью учебной адаптации обусловливают формирование, стимулируют развитие, обеспечивают устойчивое функционирование связей, определяющих место обучающихся в образовательной среде вуза.

В понятие адаптации входят мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.

Результаты показали, что уровень адаптации достаточно высокий. Уровни адаптированности к учебной группе и к учебной деятельности примерно равны, а именно 12 и 11 баллов. Адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций). Адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.).

Высокие баллы свидетельствуют о том, что студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания, при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю и однокурсникам, свободно выражают свои мысли, могут проявить свою индивидуальность и способности на занятиях, чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, способны проявить активность в группе.

При проведении анкетирования по изучению адаптации к условиям академии были выделены следующие результаты:

1. Причины, по которым Вы поступили в академию
Получить диплом – 28%
Специальность, профессия – 17%
Оплата ниже, чем в других вузах – 17%
Тяга к знаниям – 14%
2. Какой предмет вызывает наибольший интерес?
Английский – 42%
Психология – 11%
Базовый по специальности – 11%
Экология – 7%
3. Что Вам нравится в учебном процессе?
Получение знаний – 22%
Все нравится – 14%
Подход преподавателей – 11%
4. Какие предметы Вы исключили бы из расписания?
Физкультура – 19%
Казахский язык – 17%
Экология – 10%
5. Какие дополнительные предметы Вы бы включили в расписание?Никакие – 60%
Русский язык – 8%
6. Какие формы проведения занятий для Вас наиболее предпочтительны?
Нет ответа – 42%
Лекции – 17%
Семинары – 14%
Беседа – 14%
7. Испоьзуете ли Вы дополнительный материал для подготовки?
Да – 86%
Нет – 8%
Иногда – 6%
8. Где Вы берете дополнительный материал?Интернет – 86%Библиотека – 14%
9. Назовите наиболее значимый для Вас вид деятельности.
Не назвали – 63%
Творчество – 8%
Учиться – 5%
Общение на английском – 5%
10. Какие предметы отнимают у Вас больше всего времени?
Никакие – 17%
Казахский – 29%
Экология – 12%
Английский – 10%
11. Испытываете ли Вы сложности в процессе обучения?
Иногда – 37%
Нет – 37%
Да – 26%
12. Что позволило бы Вам преодолеть эти сложности?
Не дали ответа – 46%
Старание и терпение – 23%
Смена преподавателя – 12%
Более точное объяснение от преподавателей – 11%
13. Чем мог бы Вам помочь куратор?
Ничем – 54%
Всем – 11%   
Решить некоторые проблемы – 6%
14. Помогают ли Вам воспитательные мероприятия?
Нет – 51%
Да – 37%
Не посещаю их – 12%
15. В чем конкретно они помогают?
Не дали ответа – 77%Во всем – 6%
16. Чем может помочь Студенческий совет?
Не дали ответа – 43%
Не знаю – 34%
Решить некоторые проблемы – 6%
17. Что Вы ждете от своей будущей профессии? Насколько она удовлетворяет Ваши интересы?
Высокую заработную плату – 40%
Полностью удовлетворяет – 23%
Не дали ответа – 14%
18. Испытываете ли Вы неудобства во время занятий?Нет – 74%
Да – 17%
Иногда – 8%
19. Какие изменения Вам хотелось бы внести в учебный процесс?
Никакие – 57%
Убрать ненужные предметы – 17%
Увеличить перемену – 10%

Как видно по результатам анкетирования, наибольший процент респондентов осуществили свой выбор сознательно.

Наибольшее предпочтение отдается предметам общеобразовательного и базового циклов.

При анализе тех предметов, которые студенты исключили бы, мы обнаруживаем, по большей части, предметы общеобразовательного цикла.

Среди тех предметов, в которых респонденты ощущают необходимость, опять-таки предмет общеобразовательного цикла русский язык. Среди наиболее предпочитаемых форм занятий мы встречаем по большей части лекции, беседы, что адекватно периоду адаптации.

Последующие категории показывают, что значимость учебы стоит на 1 месте для большинства респондентов, так же как и актуальность вопроса о поиске дополнительной литературы.

При анализе сложностей в процессе обучения мы отметим, что большинство респондентов не задумывались над этой проблемой и, как следствие, над ее решением.

Далее мы отмечаем, что внеклассные мероприятия не вызывают особый интерес.

Когда мы анализируем ожидания от профессии у студентов, мы видим, что наибольший процент представляет себя в будущей профессии.

Нами было выявлено, что процесс адаптации к академии сопровождается переживаниями, связанными с уходом из школьного коллектива; неподготовленностью к самостоятельной учебе; неумением осуществлять самоконтроль поведения и деятельности; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях.

Он проходит через некоторый кризис, который связан с разрывом ожиданий от реального учебно-воспитательного процесса. В данной ситуации необходимо направить все усилия на преодоление этого кризиса; специально продумать систему учебно-воспитательной работы, направленную на включение студента в новую для себя роль, создание образа себя в профессии.

Одним из видов работы, направленной на это, является практика (ознакомительная, в частности). Также могут быть использованы практические задания (планы-конспекты, создание собственных учебных планов и разработок). Также могут быть предложены разнообразные творческие работы.

Трудно ли вам было привыкать к студенческой жизни?

ЗначенияК-во%
Да, процесс адаптации был долгим и трудным411%
Нет, процесс адаптации был недолгим и нетрудным1543%
Никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал(ла) себя студентом1440%
Затрудняюсь ответить26%

В вопросе трудно ли было привыкать к студенческой жизни мы выяснили, что 43% студентов положительно относятся к академии, предъявленные требования воспринимают адекватно; учебный материал воспринимают легко; глубоко и полно овладевают программным материалом; решают усложненные задачи; прилежны, внимательно слушают указания и объяснения преподавателей; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовятся ко всем занятиям; общественные поручения выполняют охотно и добросовестно; занимают в группе благоприятное статусное положение.

Но также есть небольшой процент студентов, у которых уровень адаптации низок. Этому способствуют различные причины. В процессе адаптации студенты часто испытывают следующие  трудности:

–           отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;

–           неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

–           неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;

–           поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

–           налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.

Таисия БАБАЕВА, студентка группы ПиП-16-1 Руководители Г.Т. ТАЛИКОВА, Т.К. ТУРКЕНОВ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.